Кто покупает искусство в онлайн-галереях
После пятилетнего непрерывного роста, продажи на онлайн-рынке искусства в 2019 году замедлились.
Несмотря на быстро растущий объем продаж, онлайн-рынок искусства отстал от других отраслей. По уровень цен остается преимущественно ниже, чем в оффлайн режиме. Объем онлайн-продаж на рынке по прежнему составляет 9% от общего оборота искусства.
Большинство онлайн-продаж совершается на суммы менее 5 000$, 18% сделок были совершены по ценам, превышающим 10 000$
70% всех сделок онлайн на рынке искусства происходят в Северной Америке. Американцы не в первый раз бьют рекорды, известно, что более 40% всех сделок, связанных с искусством происходит с участием американского покупателя или продавца.
Большинство (61%) покупателей искусства онлайн тратят до 5 000$ и покупают одно-два произведения в год. И хотя уже зафиксирована многомиллионная онлайн-сделка Ларри Гагосяна, такие продажи происходят значительно реже, чем на оффлайн аукционах.
Если посмотреть на онлайн-покупателя искусства и оценить не его финансовые предпочтения, а возраст, то мы не увидим никаких преимуществ. С 25 и до 65 лет коллекционеры активно пользуются онлайн-ресурсами для покупки произведений искусства.
Для коллекционеров, покупающий искусство онлайн, важно, чтобы платформа представляла как можно больше информации о художнике и его работе. Это создает дополнительный стимул к покупке. Если сравнить процесс покупки искусства онлайн с арт-ярмаркой, то онлайн-галерея часто выигрывает, так как не ожидает принятия решения здесь и сейчас. Многие коллекционеры проводят целое исследование перед тем, как купить работу. Им важно подойти к этому процессу без давления и без спешки.
В связи с этим я бы посоветовала художникам размещать как можно больше информации о себе и своих работах на онлайн площадках: Instagram и онлайн-галереи.
Возможно для кого-то это покажется неожиданностью, но самыми популярными темами в искусстве остаются пейзажи, изображения животных и птиц и абстрактные картины (по данным Artfinder). Натюрморты и эротика занимают предпоследнюю позицию в списке предпочтений коллекционеров.
На диаграмме ниже показано, что страсть является самым важным драйвером для покупки искусства коллекторами. Такие факторы, как эстетика произведения, история, которая его сопровождает, и его способность вдохновлять коллекционера значительно превзошли инвестиционные и социально мотивированные факторы.
Женщины на 24% чаще мужчин говорят о том, к покупке искусства их мотивировирует желание поддержать художников. Также женщина на 35% чаще покупают искусство ради поддержки своих друзей художников. Между тем, мужчины на 39% чаще покупают искусство в качестве инвестиций.
Опрос среди коллекционеров мужского и женского пола также выявил различия в том, как эти группы покупателей оценивают свои действия и свой вклад. Мужчины на 29% чаще покупают предметы искусства, чтобы собрать коллекцию, и более чем на 53% чаще говорят о себе, как о коллекционерах. А вот для женщин важнее не называть себя коллекционером, а быть частью “клуба коллекционеров” и иметь возможность разговаривать об искусстве.
Среди коллекционеров, которые рассматривают покупку произведений искусства, как инвестицию больше всего оказалось представителей поколения миллениалов и поколения Х.
Если же рассматривать мотивацию к покупки искусства всех коллекционеров, то можно выделить три самые частые причины:
- «Мне нравятся красивые вещи, и я стараюсь окружить себя ими» (80%).
- «Мне нравится разбираться в искусстве и расширять знания о нем» (79%).
- «Коллекционирование – это моя страсть» (72%).
Алена Алексеева
Куратор, художник, арт-блогер Арт Фанатка